Крестинина Надежда
"Энциклопедия художника"
Новый проект Игоря Камянова и Надежды Крестининой "Энциклопедия
художника" совмещает в одном пространстве живопись и текст. В последние
годы они уже не раз прибегали к услугам прямой речи, сопровождая свои
работы пояснениями для неофитов и даже делая графические схемы для особо
невосприимчивых. Отсутствие зримо-узнаваемых форм заставляет искать их
словесный эквивалент. Так появлился мини- "глоссарий" — авторская
"Энциклопедия художника". Ее цель совместить в одном пространстве
живопись и текст. Мир, суженный до фрагмента, — таков живописный
минимализм Игоря Камянова и Надежды Крестининой. Он проистекает из
желания проникнуть в суть пластической формы, понять и передать механизм
взаимодействия масс — материальных и световых, из столкновения которых
рождается силовое напряжение. В их почти монохромной живописи
пластические массы едва угадываются, они оформляют и преображают
световое пространство. Привычные живописные мотивы — вид из окна,
сельский пейзаж с озером или деревьями, зеркало с отражением или собака
под дождем — радикально меняются. Все лишнее уходит. Остаются едва
уловимые следы, таящие "воспоминания" от увиденного, его пластическая
"схема".
"Вода, стекло, зеркало"
Вода, стекло, зеркало - вечные мотивы живописи, в той или иной степени
отражающие видимое - как и сама живопись.Художников всегда притягивала
эта материя, ведь природа отражения подобна природе их призвания. Два
автора, представленных галереей "Манеж", тяготеют к разным субстанциям.
Вода - выбор Крестининой. Для нее сама водная стихия -
изменчивая,текучая и плотная - интереснее лежащего на поверхности как
плоть живописи важнее изображаемого: "Зеркала, окна,вода, собаки,
обнаженные женщины - только повод. Живопись это другое, она, как
отражение на воде в ветреный день". Зеркало - твердое, холодное, с
четкими границами и гранями, с отражением структурированным и аморфным,
плоским и одновременно затягивающим - выбор Камянова: "3еркало на
картине - это возможность выйти за рамки предметности, не уходя в
абстракцию, возможность привнести в картину символичность, не впадая в
литературность. Зеркало - предмет не столько видимый, сколько "видящий",
задающий новую глубину - не столько пространственную, сколько
метафизическую". В зеркале одной темы отражаются два подхода -
конструктивно-пластический и стихийно- ассоциативный. Возможно, это и
есть главная интрига выставки.
ПЕЙЗАЖ БЕЗ НЕБА И ЗЕМЛИ
В искусстве Камянова и Крестининой новый этап отмечен проектом "Пейзаж
без неба и земли". Конечно, совсем без неба и земли в нем не обошлось.
Понятно и то, что речь идет преимущественно о водной стихии - вода как
бы пронизывает остальные,"разделяет и властвует" над ними, будь то
воздух или земля в ее конкретных проявлениях - лес, травы. Вода в данном
случае – это не просто метафора женственной природы России. Впечатление,
что сквозь ее призму передана бесконечность пространства - но не гордая,
а тяготящая, тревожащая,чреватая невозможностью определенности. Больше
того: в воде смутно отражается и весь русский ментальный пейзаж…
Камяновские образы снега точно выражают в визуальном плане пограничье
сна и яви, пребывание в нашем мире как мире, кажется, прозрачном, как бы
открытом другим мирам. Доминантный серый цвет транслирует состояние
души, в котором сознание благополучно "зависает". Рассеянный, как бы
подспудный свет рифмуется с залихватски-неопределенным наименованием
страны - "Рассея". Мнимое ритмическое однообразие лишний раз усиливает
эффект поименованного в заглавии ландшафта с его нерасчлененностью до
полной неразличимости. Вообще же по большому счету искусство Камянова и
Крестининой – суровый реализм, притом правда которого - сугубо
внутренняя. Они мыслят предметно:в выставочном зале установлена
ироничная карта- схема с обозначением всех работ проекта как фрагментов
единого большого пейзажа. Ирония эта вроде воспринимается как попытка
установить взаимопонимание, доброжелательное отношение с недоумевающим
зрителем. На самом деле художники максимально пытаются прояснить для
себя ответы на поставленные вопросы
|